Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

Содержание

Финансирование проектов в сфере энергосбережения

Задачей Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» является повышение энер­гоэффективности, т.е. повышения уровня использования всех видов энергии эконо­мически оправданными, прогрессивными способами при существующем уровне раз­вития техники и технологии.

Основным показателем повышения эффективности использования ТЭР в ре­зультате внедрения мероприятий по энергосбережению является экономия ТЭР.

План мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» разрабатывается по следующим основным направлениям:

  • модернизация электрогенерирующих мощностей;
  • повышение эффективности работы ТС;
  • оптимизация схем теплоснабжения;
  • передача тепловых нагрузок от ведомственных котельных на ТЭЦ;
  • мероприятия, направленные на снижение расхода теплоты на транспорт в ТС;
  • внедрение и эксплуатация РЭП;
  • внедрение энергоэкономичных осветительных устройств и автоматических систем управления освещением;
  • мероприятия, направленные на снижение расхода электроэнергии на транспорт в ЭС;
  • прочие мероприятия (организационные, экономические и другие).

Разработка мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» основана на выполнении требования нормативно-правовых документов Республики Беларусь в области энергосбережения (закон Республики Беларусь «Об энергосбережении», «Положение о порядке разработки и утверждения республиканской, отраслевых, региональных программ энергосбережения и программ энергосбережения юридических лиц», утв. постановлением Совета Министров РБ №855 от 14.10.2015г. и т.д.).

Система разработки и внедрения мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» включает: правильный выбор объекта, пути и способы выявления внутренних резервов экономии ТЭР, создание благоприятных производственных, организационных, финансовых условий для реализации разработанных мероприятий по экономии ТЭР и ликвидации потерь ТЭР.

Перед включением мероприятий в план производится оценка (технико-экономическое обоснование) эффективности внедрения мероприятий с целью выбо­ра оптимального варианта реализации мероприятий и очередности их реализации.

РУП «Минскэнерго» осуществляет разработку (обобщение) Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на основании предложений филиалов. Определяются линия и источники финансирования плана, объемы финансирования внедряемых мероприятий и проектных работ на год.

ГПО «Белэнерго» до­водится показатель по энергосбережению (в т.у.т.) на предстоящий год.

Выполнение показателя по энергосбережению обеспечивается реализацией Плана мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго».

Задание по энергосбережению на 2021 год доведено поквартально приказом ГПО «Белэнерго» от 29.03.2021 №59 «О некоторых вопросах экономии и рационального использования топливно-энергетических ресурсов в 2021 году» (в редакции приказа от 30.12.2021 №334) – 31,5 тыс.тут.

Планом мероприятий по энергосбережению РУП «Минскэнерго» на 2021 год запланировано выполнение 18 энергосберегающих мероприятий.

При запланированных планом к внедрению в 2021 году 15 мероприятиях выполнено 16 (в т.ч. 1 дополнительное).

Экономия ТЭР за январь-декабрь 2021 года составила 36664,2 тут (116,4% от задания январь-декабрь — 31,5 тыс. тут).

Количество мероприятий (нарастающим итогом), внедренных в отчетном периоде по РУП «Минскэнерго»

Финансирование энергосберегающих мероприятий – залог их реализации

Ежегодно для реализации энергоэффективных мероприятий Государственной программы «Энергосбережение» (далее — Госпрограмма) направляются средства из различных источников финансирования, таких как: инвестиционные фонды, республиканский и местный бюджеты, собственные средства предприятий и кредиты, средства республиканского бюджета на финансирование программ энергосбережения. Сообщает главный бухгалтер Могилевского областного управления по надзору за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов Галина Русецкая.

20211125 new11

Порядок направления средств республиканского бюджета определены инструкцией «О порядке направления средств республиканского бюджета на финансирование мероприятий Государственной программы «Энергосбережение»», утвержденной приказом Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 26.02.2021 №9.
Сумма средств республиканского бюджета для каждой области (г. Минска) в соответствующем финансовом году определяется на основании методики распределения средств, утвержденной Департаментом по энергоэффективности Госстандарта.
В 2021 году на финансирование мероприятий по энергосбережению на территории Могилевской области выделено 1848,37 тыс. рублей. Для обеспечения своевременного освоения средств республиканского бюджета распределение плановых назначений планируется поквартально. По состоянию на сегодняшний день освоено более 95%.
Средства республиканского бюджета направляются на финансирование мероприятий, включенных в сводный План мер по реализации Госпрограммы (далее – План мер), ежегодно формируемый и утверждаемый Департаментом по энергоэффективности Госстандарта.

Распределение средств на 2021 год утверждено приказом Департамента по энергоэффективности. Для Могилевской области составлен План мер по реализации Государственной программы «Энергосбережение» на 2021 год из 12 позиций. В числе организаций, включенных в план, находятся организации, включенные в Государственный реестр субъектов естественных монополий, а также организации победители республиканского конкурса «Энергомарафон».
Из направлений внедряемых мероприятий лидируют мероприятия по реконструкции теплоисточников, внедрению энергоэффективных осветительных устройств, а также установке современного энергоэффективного оборудования пищеблоков в учебных учреждениях.

20211125 new12

Одним из крупнейших мероприятий области на 2021 год является реконструкция котельной №1 Южного городка с установкой котла на местных видах топлива с автоматической подачей топлива (Осиповичское УКХ ЖКХ г.Осиповичи, ул. Рабоче-Крестьянская), объем финансирования составляет 1650,0 тыс. рублей, из которых, в настоящее время, освоено 95,8%. При переводе котла на сжигание местных видов топлива происходит замещение местными видами топлива импортируемых видов топлива и экономический эффект достигается за счет разности в стоимости сжигаемого топлива. Планируемый срок окупаемости мероприятия – 6,3 года.

20211125 new13

Хочется отметить, что реконструкция теплоисточников в области осуществляется и за счет средств местного бюджета. Так, в рамках выполнения требований подпункта 7.1. пункта 7 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.06.2021 №351 «О подготовке к работе в осенне-зимний период 2021/2022 года» Кричевским УКПП «Коммунальник» за средства местного бюджета выполнена реконструкция котельной д.Сокольничи Кричевского района с установкой двух энергоэффективных котлов КВ-Р-0,45, работающих на местных топливно-энергетических ресурсах взамен существующих с низким К.П.Д.

Финансирование проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности: Международный опыт и российские реалии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

В статье проведен анализ различных схем финансирования проектов по альтернативной энергетике и энергосбережению, в частности, с использованием международных механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Выявлены достоинства и недостатки каждой из рассматриваемых схем, а также возможности их применения в российских условиях для одиночных крупных предприятий или кластеров малых предприятий.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ратнер С.В.

Формирование рыночных отношений в сфере природопользования и тенденции развития энергетической политики в условиях реализации Киотского протокола

Текст научной работы на тему «Финансирование проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности: Международный опыт и российские реалии»

финансирование проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности: международный опыт и российские реалии

С. В. РАТНЕР, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории экономической динамики и управления инноваиями

Читайте также Викторина по энергосбережению Путешествие с электромобилем

Е-mail: lanarat@mail. т Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, Москва

В статье проведен анализ различных схем финансирования проектов по альтернативной энергетике и энергосбережению, в частности с использованием международных механизмов, предусмотренных Киотским протоколом. Выявлены достоинства и недостатки каждой из рассматриваемых схем, а также возможности их применения в российских условиях для одиночных крупных предприятий или кластеров малых предприятий.

Ключевые слова: возобновляемая энергетика, энергоэффективность, механизм совместного осуществления проектов, системы торговли квотами, механизмы «чистого» развития.

Неэффективность деятельности российских энергетических монополистов, отражающаяся на внутренних потребителях их продукции и услуг, рост тарифов на электроэнергию и природный газ, проблемы с технологическими подключениями подталкивают предприятия к поиску альтернативных способов удовлетворения своих энергетических потребностей. Совершенствующиеся с каждым годом технологии возобновляемой энергетики и энергосберегающие технологии в определенных экономических и инфраструктурных условиях уже в состоянии составить достойную конкуренцию традиционным паттернам энергопроизводства и энер-

гопотребления. Особенно привлекательными для ряда регионов России в настоящее время стали:

— геотермальная и петротермальная энергетика;

Их применение в режиме off-grid становится коммерчески оправданным при достижении некоторого минимального порогового уровня энергопотребления, характерного для одиночных крупных предприятий или кластеров малых предприятий. Однако широкое использование указанных технологий в промышленных масштабах сдерживается отсутствием проработанных схем финансирования проектов по проектировке и развертыванию энергетических объектов.

Поэтому целесообразно провести анализ мирового опыта по финансированию крупных и средних проектов по развитию возобновляемой энергетики и энергоэффективных технологий и определить возможности трансплантации (адаптации) существующих финансовых механизмов в российских нормативно-правовых и социально-экономических условиях.

Механизмы совместного осуществления проектов, предусмотренные ст. 6 киотского протокола. Развивающийся с 2005 г. мировой углеродный рынок представляет собой совокупность

торгово-финансовых механизмов, обеспечивающих реализацию требований Киотского протокола по снижению выбросов парниковых газов. К этим механизмам относятся:

— региональные и национальные рынки квот на выбросы парниковых газов;

— схема «зеленых инвестиций»;

— механизм торговли добровольными обязательствами компаний.

Одним из распространенных способов финансирования проектов в области возобновляемой энергетики во многих странах, обладающих нереализованными квотами на выбросы парниковых газов (ПГ), является привлечение иностранных инвестиций посредством механизма совместного осуществления проектов, предусмотренного ст. 6 Киотского протокола. Взамен на квоты государства с переходной экономикой получают от технологически развитых стран инвестиции — в первую очередь в виде инновационных технологий.

К сожалению, участие России в реализации схемы совместного осуществления проектов, успешно действующей с 2005 г., активизировалось только во второй половине 2011 г. К маю 2012 г. насчитывалось 570 проектов по схеме совместного осуществления на разных стадиях выполнения (рис. 1). Причем большая их часть приходилась на Украину и Россию: 167 и 164 соответственно. Далее по количеству реализуемых проектов следуют:

Из развитых стран

наибольшее количество совместно осуществляемых проектов реализовано за последние годы во Франции — 26 [3].

Структура реализуемых российских проектов является яркой иллюстрацией политики «залатывания дыр» крупного бизнеса и госкорпораций. Из 97,6 млн ед. сокращения выбросов (emission reduction units -ERU), которые России удалось реализовать на рынке, львиная доля

(66 %) приходится на сокращения выбросов гид-рофторуглерода и гексафторида серы всего на двух химических предприятиях — в Перми и Кирово-Че-пецке. На втором месте — ЕRU, полученные в результате реализации проектов по утилизации попутного нефтяного газа. На третьем месте — сокращения выбросов углекислого газа, которые достигнуты благодаря внедрению современных ресурсосберегающих технологий в черной металлургии. На повышение энергоэффективности, развитие возобновляемых источников энергии и биотоплива приходится не более 5 % проданных ЕRU [3].

Следует отметить, что ст. 6 Киотского протокола, раскрывающая механизм совместного осуществления проектов, охватывает очень широкий спектр, в том числе и проекты, направленные на «. увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов в любом секторе экономики». В ряде стран по данной схеме реализуются не только планы по развитию возобновляемой энергетики и повышению энергоэффективности, но и такие экологические мероприятия, как восстановление лесных массивов.

Однако при этом «киотскими», т. е. удовлетворяющими критериям протокола, считаются проекты по высадке и выращиванию леса только на тех территориях, где до настоящего времени его не было в течение как минимум 50 лет.

Вместе с тем, если Россия продолжит активно встраиваться в указанный сегмент мирового угле-

Рис. 1. Количество совместно осуществляемых проектов по развитию «зеленых» производств в 2012 г. [1]

родного рынка, механизм совместного осуществления проектов представляется привлекательной возможностью для получения инвестиций под реализацию крупномасштабных и кластерных региональных проектов по развитию возобновляемых источников энергии, повышению энергоэффективности и улучшению состояния окружающей среды.

Мировые системы торговли квотами на выбросы сО2 (ст. 17 киотского протокола). По условиям Киотского протокола, в 2008-2012 гг. каждая страна была наделена установленным количеством единиц разрешенных выбросов (assigned amount units — AAU). Схема торговли квотами преду смат-ривает для страны — продавца квот свободу выбора между денежным вознаграждением и инвестициями, направляемыми на реализацию природоохранных проектов, проектов по развитию возобновляемой энергетики, а также энергоэффективных или «зеленых» производств. Второй вариант реализации неиспользованных квот предусмотрен ст. 12 Киотского протокола и называется схемой «зеленых инвестиций» (green investment scheme — GIS) [2].

Крупнейшим рынком квот на выбросы парниковых газов в настоящее время является Европейская торговая система (ETS). Продаваемые на ней единицы разрешенных выбросов называются разрешениями Европейского Союза на эмиссию парниковых газов (European Union Allowances — EUA). Под действие торговой системы попадают около 10 тыс. наиболее крупных источников выбросов углекислого газа (СО2) в 27 странах ЕС, на которые в общей сложности приходится около 40 % выбросов парниковых газов. Подобные торговые системы также созданы на Украине, в Норвегии, Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США и Японии.

В случае реализации схемы «зеленых инвестиций» развитые государства получают от развивающихся часть их квот на выбросы парниковых газов и засчитывают их как собственные сокращения указанных выбросов, называемые сертифицированными сокращениями (certified emission reduction -CER). Их единица приравнивается к 1 т выбросов парниковых газов.

Таким образом, развитые государства снижают свои затраты на выполнение своих обязательств в рамках Киотского протокола, так как покупка квот обычно обходится гораздо дешевле, нежели полная модернизация производств в соотвествии с жесткими экологическими требованиями и перевод

их полностью на энергосберегающие и ресурсосберегающие технологии. Взамен развивающиеся государства получают средства на инновационное развитие, создание экологически чистых производств и охрану окружающей среды.

При реализации данной схемы возможны два варианта:

1) когда квоты реализует их эмитент или собственник (первичная продажа, первичный механизм чистого развития);

2) когда квоты перепродаются (вторичный механизм чистого развития).

В общей сложности в 2008-2012 гг. на европейском рынке было продано 296,2 млн ААи. Лидерами продаж стали:

Читайте также Как отключить режим энергосбережение windows 10

— Чехия — 90,1 млн ААи;

— Эстония — 60,8 млн ААи;

— Украина — 47 млн ААи.

Полученные средства помогли Украине сделать значительный рывок в развитии альтернативных технологий. По данным Мирового банка, в 2010 г. доля «чистых» источников энергии составила на Украине 18,8 %, тогда как в России этот показатель -только 8,5 % (включая атомную и гидроэнергетику). Лидером по покупкам стала Япония — 209,1 млн ААи. Россия не участвовала в торговле выбросами, хотя была инициатором схемы «зеленых инвестиций» и имела наибольший запас свободных квот на выбросы парниковых газов [1].

Тем не менее в последние годы российские компании предприняли несколько попыток использования данной схемы. Например, в 2012 г. компании «Газпром маркетинг и трейдинг Сингапур» и «Электрисите дю Лаос» заключили контракт на кредитование квот на выброс СО2. В соответствии с данным документом Газпром будет покупать сертифицированные сокращения выбросов (CER), образуемых новой электростанцией «Нам Хан-2». Планируемый объем CER составляет более 312 т СО2 в год на 2016-2020 гг. И эти сокращения выбросов являются результатом инвестиций в новую электростанцию. После завершения строительства в 2015 г. мощность электростанции составит 568 700 МВт в год, начиная с 2016 г. Учитывая статус Лаоса как участника группы наименее развитых стран, эти кредиты могут быть использованы для операций в рамках ETS до 2020 г.

Механизмы проектного финансирования. Как и другие крупные долгосрочные инфраструктурные проекты, проектирование и строительство

объектов возобновляемой энергетики могут осуществляться по схеме проектного финансирования, которая стала достаточно распространенным вариантом привлечения инвестиций с 1980-х гг. прошлого века. В данной схеме функции финансирования и строительства энергообъекта (а также его эксплуатации в течение нескольких первых лет) возлагаются на специально создаваемую проектную компанию (рис. 2). Заинтересованность государства в проекте может проявляться в содействии его реализации через предоставление косвенных гарантий и приобретение опциона на покупку энергообъекта через определенный срок (пример — строительство электростанции в Турции по схеме Build, Operate, Transfer).

К основным преимуществам проектногофи-нансирования традиционноотносят:

— возможность привлечения широкого круга участников (в том числе иностранных компаний и финансовых институтов);

— распределение рисковмежду ними [1].

Однако в том случае, если государство не проявляет заинтересованности в реализации проекта, схема проектного финансирования становится уязвимой. Например, если риски на фазе эксплуатации энергообъекта не минимизируютсяпутем заключения контракта по схеме «бери илиплати» с государством в лице распределительной энергетической компании, это создает реальную угрозу возникновения недостачи средств дляобслужи-вания долга. Так, в 2012 г. в Китаенасчитывалось большое количество полностью готовыхкэ ксплу-атации ветропарков, которые по ряду технико-организационных причин до сгтспор неподключены к сети в срок, из-за чего инвесторынесут огромные финансовые потери [4].

Читать статью  Как экономить электроэнергию — 8 советов для «умного» потребления

Кроме того, инициатор проекта долженоб-ладать достаточным количеством средств для внесения своей доли вложенийвпроект, которая в случае отсутствия государственны х гарантийможет оказаться основной.

Тем не менее классическая схема проектного финансирования оказывается работоспособной в том случае, когда у проекта появляется реальный заказчик, который намерен потреблять энергию,

генерируемую строящимся энергообъектом, в полном объеме. На практике такая схема чаще всего реализуется при строительстве биогазовых станций под удовлетворение потребностей в энергии и утилизации отходов кластера сельскохозяйственных и/ или перерабатывающих предприятий. Например, в Краснодарском крае в стадии разработки находится проект по строительству крупной биогазовой станции мощностью 650 кВт, потребителем продукции которой выступает предприятие «Клаас-Кубань». Компания поддерживает развитие альтернативной энергетики и подтвердила свои обязательства по покупке «зеленой энергии».

Аналогичным образом могут финансироваться проеоты построительствуоеотермальных втанций, обеспечивающих тепловойэнергией муниципальное оОвтзованиеи предприятия,работающие на его территории (тепличные комплексы в Мостовском районе Краснодарского края, построенные еще в 1980- хгг.).

Кроме государства или крупной компании основным гарантом проекта также способна выступить международная финансовая организация (например Мировой банк, Европейский инвестиционный банк, Азиатскийбанкразвития).Такие организации предлагаютновые возможности для инвесторов, работающих на ключевых рынках развивающихся стран, в рамках программ по выполнению взятых этими институтами на себя обязательств по выполнению условий Рамочной конвенции (3ОН,Киотского протокола и других международныхконвенций исоглашений (Clean Development Mechanism — CDM). Согласно данным экспертов [5], объембанковского финансирования гфоектов повозобновляемойэнергетикевырос с 4,5 млрд долл. в 2007г.до 13,5млрдв2010г.

Активным участникомпроектного финансирования в сфере альтернативной энергетики в последние не сколько лет также является Международная финансово торпорация (IFC), которая предлагает различные возможности финансирования за счет за-

(принимают на себя риск)

i ПРОЕКТ ] Кредиты ) Vw^^/

(принимает на себя главный риск)

Рис. 2. Класитаеская схема проектного финансированиястроительства энершобъе1стов

емного и собственного капиталов. Глобальной целью IFC является содействие экономическому развитию стран — членов IFC путем поощрения инвестиций частного капитала за границей (главным образом в развивающихся странах, а в последние годы — и в восточноевропейских государствах). В отличие от кредитов Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), предоставляемых частным предприятиям, по кредитам, аналогичным IFC, не требуются гарантии правительства. Это значительно упрощает процесс их получения. Срок кредита составляет до 15 лет, процентная ставка — на уровне мировых кредитных рынков. Погашение осуществляется в той валюте, в которой был предоставлен заем.

В последние годы МФК наряду со своей основной задачей — поощрение частных капиталовложений — активизировала деятельность в сфере технической помощи и развития «чистой» энергетики. К концу 2011 г. проекты по развитию ветроэнергетики составляли 25 % портфеля IFC.

Данные финансовые механизмы активно использовались Индией, которая достигла значительных успехов в развитии ветровой энергетики. По данным за I квартал 2012 г., индийские проекты составляли 18 % от всех проектов, представленных на финансирование в рамках механизма CDM. Разрабатываемые в настоящее время новые рыночные механизмы реализации решений Дурбанской конференции 2011 г. предполагают еще более широкое распространение схем одновременного внутреннего и внешнего кредитования проектов по возобновляемой энергетике.

Интересной особенностью CDM является то, что он не только предоставляет дополнительную помощь в финансировании проектов по возобновляемой энергетике в развивающихся странах, но и является эффективным инструментом проведения международного due diligence для рассматриваемых проектов.

Россия занимает 4-е место в мире по объему инвестиций от Международной финансовой корпорации. Однако вплоть до последнего времени большинство реализуемых проектов относились к финансовой сфере. Так, в 2012 г. IFC профинансировала проект компании «АТВ» общей суммой 60 млн долл. по развитию кредитования малых и средних предприятий Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

В марте 2013 г. IFC подписала соглашение о сотрудничестве с ОАО «РАО «Энергетические системы Востока» в целях развития возобновляемых

источников энергии в отдаленных изолированных районах Дальневосточного федерального округа, а также снижения зависимости от привозного топлива и сокращения выбросов парниковых газов.

Читайте также Контрагент АНО ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ УР

На первом этапе ШС окажет содействие РАО в определении потенциала возобновляемых источников энергии в Дальневосточном федеральном округе, формировании предложений по изменению региональной и федеральной законодательных баз для создания возможностей инвестирования в возобновляемую энергетику.

На втором этапе (до 2016 г.) ОАО «РАО «Энергетические системы Востока» планирует строительство ветродизельных генерирующих станций в Камчатском крае и Сахалинской области мощностью 14,5 мВт и 825 кВт соответственно.

На третьем этапе (до 2020 г.) планируется строительство нескольких солнечных станций в Якутии общей мощностью около 3,6 мВт.

Кроме того, достигнуто соглашение между ШС и Внешэкономбанком о сотрудничестве в области разработки нового финансового продукта для удовлетворения растущих потребностей российских предприятий в финансировании проектов по повышению энергоэффективности. В рамках сотрудничества Международная финансовая корпорация:

— предоставит специальные программы обучения и повышения квалификации для сотрудников Внешэкономбанка по оценке проектов в сфере энергоэффективности;

— поддержит маркетинговую кампанию банка, направленную на популяризацию энергоэффективных технологий в России [7].

Региональные экологические фонды. Большую роль в финансировании проектов по возобновляемой энергетике и энергоэффективности во многих странах Евросоюза играют региональные экологические фонды. Аккумулируя средства, поступающие в виде экологический штрафов, финансы от международных и национальных институтов развития, а также донорские и спонсорские средства, они являются эффективными инструментами поддержки «чистой» энергетики на локальном уровне, поскольку обладают необходимым набором специфических знаний и компетенций о нуждах общества и проблемах экосистем того или иного региона.

В качестве примера можно привести деятельность Регионального фонда защиты окружающей среды и управления водными ресурсами Люблинского воеводства (Польша) [6]. Около 28 млрд евро,

или 42 % от общего объема финансовых ресурсов фонда, являются средствами различных европейских программ устойчивого развития. 9,7 млрд евро — вклад национального правительства (через Национальный фонд защиты окружающей среды и управления водными ресурсами). Остальные средства фонд привлекает самостоятельно (рис. 3). Такая структура финансирования является типичной для большинства европейских региональных экологических фондов.

Среди приоритетных направлений деятельности фонда в 2007-2013 гг. — финансирование проектов в области энергетики посредством субсидирования процентных ставок по коммерческим кредитам — 1,7 млрд евро. Учитывая природно-климатические (возможности для развития солнечной энергетики) и экологические (дефицит чистой воды) условия, фонд отдает предпочтение проектам, направленным на утилизацию опасных биологических отходов (строительство биогазовых станций) и инсталляцию фотовольтаических панелей.

В России деятельность региональных экологических фондов пока что имеет больше правозащитную окраску и направлена на решение следующих задач:

— совершенствование регионального законодательства;

— устранение или минимизация неэффективности природоохранных институтов;

— привлечение внимания общественности к вопиющим фактам нарушения экологического законодательства (например Архангельский региональный общественный правозащитный экологический фонд «Биармия», Самарский региональный общественный экологический фонд, межрегиональная общественная организация «Стриж» и др.).

кредитование. Несмотря на появление новых возможностей, для финансирования проектов в области альтернативной энергетики и энергосбережения более распространенной в России является традиционная схема привлечения кредитных ресурсов и содержания энергообъекта на балансе предприятия — инициатора проекта (биогазовая станция селекционно-генетического комплекса «Мортадель» Владимирской области).

Основной эффект проекта в данном случае:

— снижение затрат базового предприятия на утилизацию опасных органических отходов, элек-

рис. 3. Структура финансирования Регионального фонда защиты окружающей среды и управления водными ресурсами Люблинского воеводства (Польша): 1 — средства европейских фондов; 2 — средства правительства Польши; 3 — привлеченные средства

трическую и тепловую энергию, подключение к электросети;

— появление дополнительных статей дохода от продажи излишков энергии и производства органических удобрений.

К основным недостаткам данной схемы можно отнести:

— ограниченность круга потенциальных участников проекта;

— необходимость залогового обеспечения кредита;

— высокие процентные ставки по кредитам.

Повышению инвестиционных рисков также

— недостаточность информации о технологиях и ресурсах возобновляемой энергетики;

— отсутствие стандартов и нормативов, позволяющих воспроизводить лучшие практики реализации аналогичных проектов;

— трудности со сбытом излишков произведенной энергии.

Заключение. Проведенный анализ различных схем финансирования проектов в области альтернативной энергетики и энергоэффективности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в России используются далеко не все возможные финансовые инструменты и схемы, а доступ к некоторым из них (например схема совместного осуществления проектов в рамках Киотского протокола) ограничен бюрократическими барьерами и лобби крупного бизнеса с государственным участием. В то же время повышение заинтересованности

региональных властей и активизация сотрудничества энергетических компаний с международными организациями в данном направлении в некоторых регионах вселяют определенный оптимизм по поводу дальнейшего развития возобновляемой энергетики и повышения энергоэффективности.

В качестве наиболее перспективной схемы привлечения финансовых ресурсов под реализацию проектов по строительству и эксплуатации энергетических объектов на возобновляемых источниках энергии можно выделить схему проектного финансирования ВОО (Build — Own — Operate): «строительство — владение — управление». В этой схеме в качестве концессионера выступает региональный кластер предприятий (крупное одиночное предприятие или муниципальное образование), который строит энергетический объект, осуществляет его последующую эксплуатацию, владея им на праве собственности, срок действия которого не ограничивается [1]. Основным инвестором проекта при этом становится международная финансовая организация (IFC, МБРР, ЕБРР и др.), предоставляющая средства для реализации механизмов «чистого» развития, а гарантом — региональные власти.

Активное участие региональных властей необходимо и для того, чтобы:

— обеспечить высокий уровень координации действий между участниками проекта (особенно в том случае, если инвесторами и будущими потребителями продукции энергетического объекта являются сразу несколько предприятий);

— защитить экономические, экологические и социальные интересы мелких предприятий и населения;

— содействовать устранению административных и бюрократических барьеров.

А для региональных властей работа с международными финансовыми организациями является возможностью привлечения в регион дополнительных инвестиций, создания новых рабочих мест, улучшения экологической ситуации и решения проблем электроснабжения, которые в настоящий момент существенно сдерживают экономический рост в ряде энергодефицитных регионов России.

1. Алексеенко А. А., Ратнер С. В. Проектное финансирование инновационной деятельности // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 4.

2. Порфирьев Б. Н. Природа и экономика: риски взаимодействия. М.: Анкил. 2011.

3. State and Trends on the Carbon Market 2012. Carbon Finance at the World Bank. Washington DC.

4. Li Junfeng et al. China Wind Energy Outlook. 2012. Chinese Wind Energy Association: 2012.

5. GWEC Annual Market Report. 2011. URL: http://www. gwec. net_

6. BojarH., Gajak A. Alternative Energy Sources -a Chance for Sustainable Development of the Lublin Region. In: Eco-Management for Sustainable Regional Development. Torun. 2011.

Похожие записи:

  1. Проверка организации Ростехнадзором
  2. КОНКУРС ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЭНЕРГИЯ И СРЕДА ОБИТАНИЯ на 2021 — 2022 учебный год
  3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
  4. Режим энергосбережения на Android-смартфонах и телефонах

Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики

Много амбиций, интеграция с другими ведомствами, больше ограничений и требований, новые финансовые механизмы. Кто из ФОИВ испугается и будет против? Посмотрим.

Мария СТЕПАНОВА,
директор Эксперт-бюро “ЭнергиаВита”

Комплексный план повышения энергоэффективности экономики России обновлен! Минэкономразвития направило его проект в ФОИВы, а мы имеем возможность его изучить, сравнить с предыдущими намерениями и распоряжениями и представить, что нас ждет.

Считаю, план смелый. Не столько по показателям, сколько по амбициям его таким согласовать. Да одна эта амбиция стоит того, чтобы отдали в Минэкономразвития функцию формирования госполитики энергоэффективности. Правильно сделали. Вот так и должен думать уполномоченный орган – интегрировать разные направления и инструменты госполитики, привлекать другие ведомства, сводить воедино, вшивать в разные документы и предлагать новые механизмы.

Если коротко – необычная для последних государственных документов интеграция различных направлений; новые финансовые инструменты; заметно больше требований и ограничений, чем в предыдущей версии. Впечатление, что не побоялись вложить в правительственный документ многолетние рекомендации отраслевых сообществ и площадок, которые, мы уже привыкли, годами оставались уделом отраслевых экспертов и не были услышаны на уровне лиц, принимающих решения.

В чем-то мы были готовы заранее, из выступлений представителей Департамента энергоэффективности Минэкономразвития в СМИ, в чем-то удивились. Скорее, приятно удивились.

41 страница. 77 мероприятия в 13 разделах.

Основной показатель результативности – снижение энергоемкости ВВП за счет технологического фактора (к 2030 году на 20% по сравнению с 2017). В прошлой версии Комплексного плана (распоряжение №703-р) была цель 1,5% в год.

Указывается, что цель должна достигаться усилением государственной политики в сфере энергосбережения в секторах экономики с наибольшим объемом потребления энергии. Таковыми признаются 4 сектора:

  • электроэнергетика и теплоэнергетика,
  • обрабатывающая промышленность,
  • транспорт,
  • сектор зданий и ЖКХ.

В прошлой версии это были «предприятия промышленности, регулируемые организации, организации с государственным участием, организации бюджетной сферы, многоквартирные дома».

Повышение энергетической эффективности бюджетного сектора рассматривается в контексте снижения прямых расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, пусть это не самая большая доля расходов.

Что бросилось в глаза при первом прочтении.

Интеграция энергоэффективности в госполитику

Мы давно говорим, что энергоэффективность – макроэкономическая категория, которая характеризует любую экономическую систему и может быть как ее характеристикой, так и рычагом для изменения (как управляемой, так и управляющей), и точно не может выступать и рассматриваться изолированно. И в данном документе это полностью отражено, что возможно сделать именно и исключительно из позиции планового органа, каковым является Минэкономразвития России. Ни одно отраслевое ведомство такой план предложить бы не могло.

С какими направлениями и инструментами госполитики предложено интегрировать госполитику энергоэффективности:

  • Климат и Парижское соглашение – упоминаются как обоснование и в этом контексте приводятся ожидаемые результаты
  • Циклическая экономика – использование вторичных ресурсов, трейд-ин для транспорта.
  • Цифровизация – в части АИС по интеллектуальному учета и новых планов на ГИС Энергоэффективность.
  • ДПМ. В разделе «Энергоэффективная электроэнергетика» единственное мероприятие – это совершенствование порядка и критериев конкурентного отбора проектов модернизации тепловой генерации, направленное на стимулирование внедрения парогазовых технологий и развитие когенерации.
  • НДТ. Природоохранное законодательство и переход на технологическое нормирование на основе наилучших доступных технологий и через несколько лет остается нововведением для российской промышленности, которое до сих пор некоторые пытаются оспаривать. Потеря времени. Минэкономразвития в проекте Комплексного плана предлагает актуализировать справочники НДТ в части дополнения показателями энергоэффективности, в частности, обновить «горизонтальный» ИТС48 по энергоэффективности в части утилизации вторичных энергоресурсов с расчетом комплекса экономических и экологических эффектов.
  • Стандартизация (упоминаются и новые ГОСТ Р, и работа в рамках ЕАЭС, и ужесточение требований к проектированию).
  • Тарифы (формирование консолидированных фондов из тарифных надбавок как инструмент финансирования, сохранение неизменных тарифов на срок энергосервисного контракта для РСО, выступающих ЭСКО).
  • Налоги (дифференцированный налог на имущество в отношении зданий бюджетных учреждений в зависимости от класса энергетической эффективности).
  • Урбанистика, назовем так несколько направлений, важных для развития современных городов. Здесь и транспорт, которому посвящен отдельный раздел из нескольких мероприятий, и строительство (ужесточение норм и регламентов, требований к зданиям, кнут и пряник – ограничения и создание рынка, капитализирующего усилия по повышению энергоэффективности).
  • Госзакупки (ужесточение требований)
  • И даже законодательство по конкуренции – с его помощью предложено давать государственные и муниципальные преференции для производства энергоэффективной продукции, ВИЭ и иной энергоэффективной деятельности.

При условии отзывчивости и вовлеченности участвующих федеральных ведомств, план может обрасти и новыми блоками, потому что энергоэффективность сегодня должна и может быть встроена во все сферы деятельности.

Сектора влияния комплексного плана

  • бюджетная сфера (100%-й учет, единые требования и функции регцентров, их финансирование из госпрограммы, требования к программам энергосбережения бюджетных учреждений, разработка типового набора энергосберегающих мероприятий и обеспечение их источниками финансирования, введение в бюджетных учреждениях энергоменежеров!), в части общественных зданий – капитализация энергоэффективности, запреты, программа строительства «нулевых» зданий
  • жилищный сектор, МКД (100%-й учет, повышенные требования, типовые мероприятия, рынок энергоэффективных зданий, обязательный энергоаудит при определении класса энергоэффективности для МКД при новом строительстве, отдельный подраздел по энергоэффективному капитальному ремонту, программа строительства «нулевых» домов)
  • электроэнергетика (в части ДПМ) и теплоэнергетика (приоритет когенерации вплоть до запрета строительства новых котельных в зоне эффективного теплоснабжения, льготное кредитование для перекладки сетей, стимулирование перехода на закрытые системы в городах 500k+)
  • промышленный сектор (НДТ, плата за превышение предельных значений показателей энергоэффективности промышленных технологий, утилизация тепла и использования вторичных энергоресурсов)
  • продукция и материалы (повышенные требования к стройматериалам и изоляции, к энергопотребляющим устройствам, к зданиям, к тепловой защите зданий)
  • транспорт (ограничение срока эксплуатации, механизмы трейд ин, комплексная программа модернизации пассажирского транспорта в городских агломерациях,
Читать статью  ООО РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

Финансирование энергоэффективных мероприятий

Предложены иногда нетривиальные источники финансирования.

Из традиционных. Через госпрограмму (теперь энергоэффективность оформлена подпрограммой Д в госпрограмме «Экономическое развитие и инновационная экономика») предложено финансировать автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления энергетических ресурсов и воды, мероприятия по реализации типовых энергоэффективных проектов в государственных (муниципальных) учреждениях, а также, впервые за более чем 10 лет, финансировать деятельность региональных центров энергосбережения.

Не забыт энергосервис. Ускорение оборачиваемости активов за счет факторинга (при условии заключения контрактов жизненного цикла), сокращение размера и срока финансового обеспечения при заключении энергосервисного контракта, компенсация убытков ЭСКО при необходимости приведения объекта в нормативной состояние, привод РСО в энергосервис (регуляторные соглашения и сохранение достигнутой экономии в тарифе).

Из менее ожидаемых источников финансирования – сильное решение открыть доступ энергоэффективным проектам к набирающему силу «зеленому» финансированию, объемы и рынки которого будут расти, а ставки должны быть весьма привлекательными, в т.ч. за рубежом. Создавать консолидированные фонды (по сути, револьверные) софинансирования проектов, в т.ч. в регионах, в т.ч. за счет тарифных надбавок. Уже упоминавшиеся льготы по налогу на имущество на энергоэффективное жилье и общественные здания. Государственное льготное кредитование приобретения энергоэффективного жилья у застройщиков, а также ИЖС. Поддержка субъектов МСП, реализующих мероприятия по энергосбережению.

Пропаганда энергоэффективности

Достаточно сказать три названия – «Почта России», «Мои документы» и портал госуслуг – именно через них предложено информировать население о необходимости и возможностях повышения энергоэффективности.

А еще рейтинг субъектов РФ по энергоэффективности))) Предлагаю сразу отдать АСИ, они справятся, субъекты бегом побегут повышать.

Учет

Пора упомянуть намерение добиться 100-процентного учета потребления энергоресурсов и воды, не указано, в каких конкретно сферах – подразумеваем, во всех – это самый первый раздел плана.

Кроме того, внедрение автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления в бюджетном секторе; разобраться с порядком оплаты за отопление с использованием приборов учета в МКД; снять ограничения по способам индивидуального учета тепла и обеспечить возможности индивидуального регулирования теплопотребления в МКД; развитие интеллектуального учета; ужесточение норм при проектировании и требований к УК.

Отдельно стоит сказать о планах интеграции ГИС ЭЭ и системы ФГИС «Аршин» в части данных о наличии и состоянии приборов учета в бюджетных учреждениях.

Кроме стимулирования и регулирования предлагается также ужесточить штрафы за несоблюдение требований по наличию приборов учета, а из этих сумм через консолидированные фонды финансировать новые установки ПУ.

Больше запретов и требований к энергоэффективности

Запретов и ограничений ощутимо больше, чем в предыдущем Комплексном плане (распоряжение 703-р).

  • Проектирование и строительство МКД без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления.
  • Проектирование вертикальной разводки инженерных систем отопления в МКД.
  • Строительство МКД без автоматизированного погодного регулирования теплопотребления.
  • Строительство новых котельных при наличии свободной тепловой мощности ТЭЦ в зоне эффективного теплоснабжения.
  • Формирование перечня товаров и технологий, имеющих низкую энергетическую эффективность и последующий запрет их к производству и обороту.

Не план, а пир духа. Жаль, таким мы его вряд ли еще увидим. Согласующие ФОИВы испугаются, поправят по делу и не очень, уйдут от ответственности, снизят планку. Но подход к снаряду отличный. Надо на всех уровнях учиться планировать дерзко, ставить цели ближе и круче. Именно такого и ждут от сводного планового органа.

Однако, даже оставив за скобками сложности межведомственных согласований, даже если этот проект был бы принят в таком виде, и этого мало. Надо еще, чтобы дали над ним поработать несколько лет. А когда постоянно меняются команды и условия, страдают преемственность и последовательность, и мы каждый раз с новым замиранием дыхания встречаем новые планы, очаровываемся сначала и разочаровываемся потом.

Этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций? Иногда кажется, это важнее, чем собственно самые позитивные планы – сделать его главным пунктом “дайте поработать”.

Открыть документ

Это официальная версия, ушедшая в ФОИВ и опубликованная на сайте Минэкономразвития.

EVita рекомендует

4 thoughts on “ Читаем проект нового Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики ”

Борисов Константин Борисович says:

Насчет проекта нового Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности Российской Федерации (далее – Комплексный план) автор статьи неоправданно оптимистичен. В частности, об этом свидетельствуют слова «план смелый», «много амбиций», «не план, а пир духа».
И не одного критического замечания.
Хотя в том виде, в котором представлен проект Комплексного плана, он больше напоминает «сборную солянку», чем сбалансированный документ, который будет реально работать.
Причем многие пункты Комплексного плана явно «перекошены» и зачастую противоречат друг другу. Например: 1) Как справедливо отметил автор статьи, в проекте Комплексного плана очень много внимания уделяется запретам и ограничениям. Но сами запреты и ограничения зачастую просто не продуманы и сформулированы по принципу «стричь всех под одну гребенку».
а) В частности, запрет на поставку энергоресурсов и воды в здания без приборов учета (начиная с 2025 года). .Но при этом, никак не оговаривается что в здании должна быть физическая возможность для установки приборов учета (тепловая энергия, электроэнергия, вода, газ). То есть, согласно данного запрета в Комплексном плане, здания, у которых просто отсутствует физическая возможность для установки приборов учета, останутся без электроэнергии, тепловой энергии, воды и газа.
То есть, по сути, такие здания превратятся в пещеры без света, тепла и воды, а жители таких зданий вернутся к уровню существования доисторического человека. Будут жечь костры из мебели (свет, тепло и приготовление пищи) и за водой идти к ближайшему водоему.
Романтика, однако! Жители таких зданий будут просто плясать от восторга!
И это все из-за непродуманного пункта 6 в Комплексном плане.
б) Или запрет на строительство на строительство многоквартирных домов без автоматизированных узлов управления и регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от изменения температуры наружного воздуха.
Ну а если здание имеет децентрализованную систему теплоснабжения (от индивидуальных квартирных котлоагрегатов или крышных котельных)? В которой управление и регулирование потребление теплоты на здание осуществляется непосредственно котлами.
Получается в этом случае, согласно Комплексного плана, придется отдельно устанавливать автоматизированные узлы управления и регулирования потребления тепловой энергии, несмотря на то, что это мероприятие относится только к централизованным системам теплоснабжения.
Получается что и этот пункт 37 Комплексного плана нормально не продуман.

Борисов Константин Борисович says:

2) Или пункт 13 Комплексного плана «Введение запрета на проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов», который на 100% противоречит пункту 64:
«Создание возможности определения объема потребления электрической энергии расчетно-измерительным способом в случае наличия приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды». Спрашивается, зачем? Сказано об обязательной установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах.
Но через несколько пунктов, также сказано, что при наличии приборов учета определять потребление электроэнергии можно расчетным способом.
Где логика и здравый смысл?
Если имеются приборы учета, то и определять потребление энергоресурсов и воды необходимо по их показаниям.
И какой смысл, вкладывать деньги в установку систем учета, если в дальнейшем потребление энергоресурсов будет определяться расчетно-измерительным способом? 3) Или пункт 27 Комплексного плана «Внесение изменений в Правила установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. №18, Требования энергетической эффективности, утвержденные Приказом Минстроя России от 17 декабря №1550/пр в части ужесточения требований к сопротивлению теплопередаче ограждающих конструкций».
Но эти нормативные документы, на которые ссылается Комплексный план в настоящее время уже не действуют (привет от «регуляторной гильотины»).
И Минстрою России совместно с Минэкономразвития России необходимо не вносить изменения в недействующие нормативные документы, а заново разрабатывать новые Постановления и Приказы аналогичного характера.
А в Комплексном плане это не отражено, то есть никак не учитывается реальная ситуация с нормативно-правовыми актами в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. И таких недостатков, «ляпов» и «косяков» в проекте Комплексного плана НУ ОЧЕНЬ МНОГО. Я даже десятой части не привел в своих комментариях,
И все эти недостатки, «ляпы» и «косяки» весьма резко смазывают общее впечатление от Комплексного плана.
И проект Комплексного плана необходимо еще дорабатывать и дорабатывать. Причем специалистам-энергетикам, а не чиновникам из Минэкономразвития России и/или Минстроя России. Чиновники всех противоречий и недостатков проекта Комплексного плана просто не увидят. Так что, пусть Комплексный план необходимо сделать реальным документом, с которым возможно нормально работать.
И только после доработки и устранения всех недостатков, «ляпов» и «косяков» данного нормативного документа, можно будет говорить «этот отличный, давайте лет пять его будем реализовывать без революций». Или предлагать «сделать его главным пунктом «дайте поработать».
А пока автор статьи просто выдает желаемое за действительное.

admin says:

Константин Борисович, спасибо за ваши комментарии!
Что касается расчетно-измерительного метода и приборов учета – могу ответить. В этих пунктах объект управления разный. Приборы и расчеты по ним за ресурсы нужны везде, пишет Комплексный план.
А расчетно-измерительный метод – это для энергосервиса, которые не только и чаще вообще не в МКД. Там часто бывает, что приборы есть, но учитывают круг объектов шире, чем подвергаются модернизации по эско, т.е. их “показания не показательны”. Например, меняют освещение, а на ПУ еще и бытовые и офисные приборы. Вот чтобы выделить цифру потребления на освещение, нужен расчетно-измерительный метод.
Скоро на нашем ютюб-канале появится видеоинтервью с Алексеем Туликовым, генеральным директором РАЭСКО, где мы каждый пункт Комплексного плана в разделе “Энергосервис” разбираем, там и об этом речь идет.
М.Степанова

яков says:

По поводу ПРОЕКТА очередного Комплексного плана повышения энергоэффективности экономики.
В нем полностью сохраняется идеологическая основа существующей монопольной энергетики РФ, а именно наличие неоправданных рыночных стимулов для производителей энергоресурсов к увеличению объемов поставки энергии для конечного потребителя. Иначе говоря, очередной Проект призывает к борьбе за энергоэффективность, сохраняя для производителей энергоресурсов условие, что идеология их благополучия в «не ограниченном увеличении объемов поставки энергии для отечественного конечного потребителя».
План следует дополнить следующим разделом «Повышение эффективности конечного использования энергии», в котором предусмотреть:
1.Принятие единого закона об энергетическом хозяйстве России.
2. В нем ввести, хотя бы два условия:
2.1. Энергоэффективность экономики страны определяется повышением эффективности конечного использования энергии, а также управления спросом на энергию, т.к. в настоящее время спектр любых других воздействий на условия поставки и распределения энергии непосредственно в ТЭК РФ сводится практически к строительству новых мощностей.
2.2. Создание условий реальной конкуренции в сетевом хозяйстве, а именно, когда расходы эффективной сетевой организации образуют масштаб для исчисления размера платы за пользование сетями, т.е. сетевые организации оценивают по критерию затрат, взамен существующего у нас государственного, т.е. тарифного регулирования.

Leave a Reply Cancel reply

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Финансирование проектов зеленой энергетики: долгосрочные кредиты

Зеленая энергетика: проектное финансирование и долгосрочные международные кредиты

ESFC Investment Group, международная финансовая компания, предлагает долгосрочное кредитование / финансирование проектов зеленой энергетики в России и за рубежом.

✓ Проектное финансирование и инвестиционное кредитование от ESFC Investment Group:

• от €50 млн и больше;
• инвестиции до 90% от стоимости проекта;
• срок погашения кредита от 10 до 20 лет;

Для рассмотрения вопроса финансирования отправьте заполненную форму заявки и презентацию вашего проекта нам на электронную почту.

Привлечение внешнего финансирования для крупных проектов, связанных с производством энергии из возобновляемых источников, имеет решающее значение для развития сектора.

Длительный период окупаемости инвестиций, неопределенность бизнес-среды и изменчивые законодательные условия для реализации проектов зеленой энергетики требуют от бизнеса выверенной стратегии и тщательно продуманных финансовых решений.

ESFC Investment Group предлагает гибкое долгосрочное финансирование зеленой энергетики, включая банковские кредиты от 10 миллионов евро.

Мы предоставляем профессиональные услуги в области проектного финансирования и финансового моделирования, оказываем техническую и юридическую поддержку на любой стадии энергетического проекта. Мы готовы предложить обширные деловые контакты и международный инвестиционный опыт для вашего бизнеса.

Наша компания также предлагает услуги опытного ЕРС-подрядчика с мировым именем для реализации крупных проектов на высоком инженерно-техническом уровне при минимальном участии заказчика.

Если вы запланировали строительство (расширение, модернизацию) наземной или офшорной ветряной фермы, солнечной электростанции любого типа, геотермальной электростанции или электростанции на биомассе, свяжитесь с нашей командой для консультации.

Стратегия инвестирования в проекты зеленой энергетики

Проекты зеленой энергетики стали доминирующей тенденций в современной экономике.

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ) объединяют инновационные инженерно-технические решения, которые обеспечивают производство электрической и тепловой энергии без применения дефицитного ископаемого топлива.

Зеленые источники, такие как энергия биогаза, морских приливов, солнца и ветра, способствуют снижению углеродного следа экономики.

Важную роль в переходный период играют объекты, генерирующие тепловую энергию из вторичных источников, таких как коксовый газ или метан, образующийся в результате дегазации угольных месторождений.

Разработка передовых инженерных проектов, строительство капиталоемких площадок и установка специального оборудования для производства зеленой энергии требуют огромных финансовых вложений на ранних этапах. Серьезная проблема, которая мешает развитию ВИЭ в мире, заключается в недостаточном инвестиционном обеспечении. Нестабильное законодательство, дорогостоящие технологии и неуверенность в будущих условиях поставок энергии снижают мотивацию инвесторов и тормозят финансирование зеленых проектов.

С другой стороны, энергетические компании в некотором роде загоняют себя в угол гонкой за низкими ценами на энергию.

Ожесточенная конкуренция на рынке ВИЭ в последнее время приводит к значительному снижению рентабельности привлеченного капитала и доходности зеленых проектов в целом. Некоторые компании в 2020-2021 году испытали снижение ROI в 1,5 раза. Не последнюю роль в сокращении рентабельности проектов играет рост стоимости материалов.

В совокупности все вышеперечисленное ставит под угрозу амбициозные планы энергетического перехода, требуя внедрения новых финансовых моделей.

Тем не менее, большинство стран с недостаточными запасами ископаемого топлива успешно решают задачи глобального энергетического перехода. Наибольших успехов достигли США, Нидерланды, Великобритания, Япония, Германия, Испания, Франция, Польша и некоторые развивающиеся страны, включая Китай, Мексику, Бразилию, Чили и Украину.

Совокупные глобальные инвестиции в проекты зеленой энергетики за период с 2007 по 2019 годы (миллиарды долларов США)

На диаграмме ниже приведены совокупные глобальные инвестиции в проекты зеленой энергетики за период с 2007 по 2019 годы (миллиарды долларов США) согласно BNEF, 2020.

В 2015 году доля возобновляемых источников энергии в мировой энергетике составляла всего 28%, существенно уступая ископаемому топливу.

Согласно прогнозам специалистов, к 2040 году доля ВИЭ превысит 65%, став основным источником электрической энергии и в значительной мере обеспечив устойчивый рост мировой экономики. Глобальная стратегия зеленой трансформации энергетики, устойчивая к экологическим и регуляторным рискам, требует от бизнеса активного финансирования безуглеродных инвестиционных проектов возобновляемых источников энергии.

Инвестиционные циклы возобновляемых источников энергии

Понятие инвестиционного цикла в проектах относится к периоду времени с момента принятия окончательного инвестиционного решения (FID) до момента ввода объекта в эксплуатацию.

При планировании инвестиционной стратегии компаниям важно помнить о длительности инвестиционных циклов для каждой технологии, то есть времени от решения инвестора построить данную установку до начала ее эксплуатации.

Данный цикл определяет выбор лучших источников и моделей финансирования проекта (долгосрочный кредит, облигации, лизинг), выбор оборудования и подрядчиков, адаптация инженерно-технической документации, планирования монтажных работ и многое другое.

Инвестиционный цикл проекта особенно важен для участников по той причине, что четкое понимание временных рамок проекта позволяет максимально точно сопоставлять потоки поступления кредитных средств, этапы реализации проекта и график обслуживания долга. В таблице ниже перечислены типичные инвестиционные циклы для основных технологий, используемых как в электричестве, так и в отоплении.

Таблица. Длительность инвестиционного цикла возобновляемых источников энергии.

Тип проекта ВИЭ Тип источника энергии Длительность цикла, лет
Производство электроэнергии Фотоэлектрическая СЭС 1-2
Наземная ветряная ферма 3-4
Оффшорная ветряная ферма 4-5
Биогазовая установка для фермерского хозяйства 2
Проекты теплоснабжения Солнечные коллекторы 1
Геотермальные проекты 5
Теплоэлектроцентраль, работающая на биомассе 4-5

Особенно важно учитывать инвестиционные циклы при финансировании проектов зеленой энергетики в развивающихся странах, где факторы бюрократии и коррупции могут оказать отрицательное влияние на сроки проекта.

Кроме того, в период 2020-2021 годов некоторые административные процедуры фактически усложнились и стали занимать больше времени из-за последствий пандемии COVID-19, что должно быть учтено участниками проекта.

Если вы ищете доступ к финансированию строительства солнечной электростанции или ветряной фермы, обратитесь к нашим экспертам.

Наша команда в кратчайшие сроки проведет расчеты для конкретного проекта, выбрав оптимальную финансовую модель. Мы обеспечим комплексную финансовую, юридическую и техническую поддержку вашего проекта.

Читать статью  Неделя без подзарядки: всё об энергосберегающих режимах в смартфонах Honor

Решение о финансировании проектов

Любые проекты ВИЭ, в том числе источники с нулевым уровнем выбросов, характеризуются высокими инвестиционными затратами (CAPEX) и очень низкими операционными затратами (OPEX).

Такие проекты по определению не зависят от поставок ископаемого топлива, однако требуют высоких начальных инвестиций на этапе строительства и закупки оборудования. Следовательно, их развитие во многом связано с доступом к финансированию.

В настоящее время по всей Европе и миру наблюдается увеличение доли проектов ВИЭ в энергетике, что сопровождается поступательным снижением инвестиционной стоимости и сокращением инвестиционного цикла. Сегодня благодаря новаторским организационным решениям и хорошо отработанной технологии инвестор может начать получать стабильные денежные потоки уже через 2 или 3 года после принятия окончательного инвестиционного решения, если речь идет о фотоэлектрических или ветряных проектах среднего масштаба.

Наблюдаемое в настоящее время стремительное увеличение установленной мощности зеленых источников энергии станет стимулом для принятия более смелых инвестиционных решений в системах производства электроэнергии и отопления.

Это также принесет ощутимые эффекты в плане декарбонизации энергетического сектора, что, в свою очередь приведет к снижению цен на энергию и тепло для потребителей и всей экономики.

В краткосрочной перспективе (1-2 года) наиболее привлекательными для инвесторов будут проекты, основанные на технологиях с короткими инвестиционными циклами, относительно низкими удельными затратами и очень низкими эксплуатационными расходами. Среди них типичными решениями являются финансирование проектов солнечных электростанций или строительство наземных ветряных ферм среднего масштаба, а также так называемые green energy to heat проекты (например, использование солнечных коллекторов и биомассы для отопления жилых домов и промышленных производств).

В среднесрочной перспективе важную роль играют офшорные ветряные фермы. Однако период реализации крупного ветроэнергетического проекта может занимать около 4 лет. Длительный инвестиционный цикл обусловлен, прежде всего, техническими трудностями при строительстве и расчете морских объектов.

Несмотря на риски, в настоящее время это один из наиболее дешевых источников возобновляемой энергии в странах Северной Европы.

Что касается долгосрочных проектов биогазовых электростанций и систем отопления, такие проекты сталкиваются с длительным инвестиционным циклом. Кроме того, инвестору очень сложно прогнозировать доступность и цену субстрата для производства биогаза на 10-15 лет вперед. Последнее очень важно учитывать в контексте долгосрочных поставок энергии.

Если вам требуется инвестиционная консультация по вопросам возобновляемых источников энергии, свяжитесь с ESFC Investment Group. Мы с радостью ответим на все ваши вопросы и поможем разработать финансовую модель для нового инвестиционного проекта.

Источники и модели финансирования проектов зеленой энергетики

Правильный выбор источников и способов финансирования является ключом к успешному строительству ветряных ферм, солнечных электростанций или геотермальных проектов.

Этот вопрос становится все более важным при планировании инвестиций в области ВИЭ на фоне насыщения рынка и растущей конкуренции между поставщиками зеленой энергии.

В то время как возобновляемые источники энергии за последние 8-10 лет потеряли большую часть своей популярности среди частных инвесторов, они пользуются растущим интересом институциональных инвесторов. Финансовый сектор сейчас предлагает серьезные ноу-хау для проектов в ветроэнергетике, солнечной и геотермальной энергетике. Это относится к финансированию мега-проектов, требующих комбинирования сразу нескольких источников финансирования, таких как облигации и синдицированные банковские кредиты.

Тем временем на рынок ВИЭ выходят новые партнеры, открывая новые источники средств.

В европейских странах, например, банки предоставляют меньше капитала для таких проектов. Вместо этого другие категории игроков, такие как крупные страховые компании, проявляют повышенный интерес к таким долговым обязательствам.

Источники и модели финансирования проектов зеленой энергетики

Невысокая доходность проектов в районе 6-9% годовых вполне устраивает европейские страховые компании, предпочитающих длительный инвестиционный горизонт и стабильные потоки доходов.

Важным источником заемных средств для строительства крупных электростанций остаются банковские кредиты, которые во многих проектах ВИЭ составляют более половины от общих инвестиционных расходов.

Коммерческие банки все более тщательно отбирают проекты и предъявляют жесткие требования к обеспечению кредитов, однако этот инструмент в целом остается одним из наиболее быстрых и доступных.

Ниже мы рассмотрим некоторые источники финансирования проектов зеленой энергетики.

Банковские кредиты в принимающей стране

Долгосрочные кредиты в коммерческих банках являются распространенным источником финансирования ВИЭ.

Обычно это местные банки и филиалы крупных транснациональных кредитно-финансовых учреждений, развернувшие деятельность в принимающей стране. Многие из них создают специальные подразделения, финансирующие зеленые проекты, или открывают дочерние банки под новым брендом специально для этой цели.

Благодаря достаточно высокой ликвидности специализированные банки охотно кредитуют крупные высококачественные проекты ВИЭ. Преимущество таких финансовых учреждений состоит в великолепном знании рынка и профессиональном хорошо отработанном подходе к отбору и контролю проектов. Банки, которые занимаются исключительно финансированием зеленой энергетики, предлагают более выгодные решения и в целом демонстрируют высокую гибкость в отношениях с ключевыми игроками данного сектора.

Правда, в некоторых странах банки вынуждены бороться с искусственными барьерами на пути финансирования ВИЭ, устанавливаемыми неповоротливой государственной машиной.

Скажем, жесткие лимиты кредитного риска нередко ограничивают возможности банка по финансированию крупных проектов. Кроме того, далеко не все банки готовы предложить адекватные ставки для уверенного развития данного сектора.

В каждом случае важно, чтобы финансовая система принимающей страны обеспечивала поддержание тончайшего баланса между рисками для банковской системы и возможностями роста для ВИЭ.

Ищете надежного поставщика капитала?

ESFC Investment Group предлагает крупные банковские кредиты от 10 миллионов евро со сроком погашения до 20 лет, адаптированные к потребностям сектора зеленой энергетики.

Кредиты от международных финансовых институтов

Мировые финансовые институты группы Всемирного банка, такие как Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация, наряду со структурами OPIC (Корпорация частных зарубежных инвестиций), в настоящее время предлагают крупные кредиты для строительства ветряных ферм и других зеленых проектов.

Повышенный интерес к финансированию ВИЭ в развивающихся странах сегодня проявляют китайские финансовые структуры, включая Китайский банк развития.

Эти игроки во многом определяют современные возможности развития зеленой энергетики, наращивая свою долю в данном секторе. Принимая на себя высокие инвестиционные риски, китайские банки также обеспечивают профессиональное сопровождение проектов и контроль их реализации.

Обращение к международным финансовым организациям требует разработки качественного инвестиционного проекта, что практически невозможно сделать небольшим энергетическим компаниям без привлечения сторонних специалистов и экспертных групп.

Финансирование за счет международных грантов

Учитывая колоссальную важность зеленого перехода для экономики всего мира и отдельных стран, крупные международные институты нередко предоставляют безвозвратную денежную помощь для реализации стратегических проектов в данной области.

Это может быть как строительство новых электростанций, так и проекты крупномасштабной энергетической модернизации и расширения действующих объектов.

Проекты выбираются на основании открытого конкурса, позволяющего отобрать проекты высокого качества.

Финансирование ВИЭ за счет международных грантов осуществляется повсеместно, однако серьезными препятствиями на пути привлечения такого финансирования является недостаток профессионального опыта у заявителей и ограниченные ресурсы. По разным оценкам, доля безвозмездного финансирования составляет от 2 до 5% от общего объема.

Проектное финансирование (ПФ)

Финансовые эксперты выделяют три широкие категории, объединяющие различные способы финансирования проектов зеленой энергетики.

Это банковское кредитование, обеспеченные активами ценные бумаги и проектное финансирование.

По сравнению с началом 2000-х годов доля инструментов проектного финансирования в проектах ВИЭ выросла в десятки раз, превысив 30% об общего объема сделок. Это легко объясняется высокой гибкостью и возможностью адаптации ПФ к потребностям конкретного инвестиционного проекта.

Суть проектного финансирования заключается в привлечении заемных средств под будущие денежные потоки проекта.

Финансовая команда ESFC Investment Group накопила значительный опыт предоставления услуг проектного финансирования строительства солнечных электростанций и ветряных ферм по всему миру

Обеспечением в этом случае служат активы проекта, выделенные в самостоятельную проектную компанию (SPV / SPE). Это забалансовое финансирование, которое не влияет на кредитоспособность компаний-инициаторов проекта.

В отличие от обеспеченных активами ценных бумаг, проектное финансирование считается более рискованным для кредиторов. Однако ПФ открывает широкие возможности развития долгосрочных проектов для компаний, которым недоступны другие модели финансирования.

Финансовая команда ESFC Investment Group накопила значительный опыт предоставления услуг проектного финансирования строительства солнечных электростанций и ветряных ферм по всему миру, поэтому мы готовы помочь вашему проекту на любой стадии.

Финансирование через энергетические кооперативы

Объединение финансовых усилий заинтересованных сторон становится новой тенденцией в зеленой энергетике, что продиктовано очень высокой стоимостью и сложностью реализации энергетических проектов на базе инновационных незрелых технологий.

Различные формы кооперации между мелкими потребителями, организациями или компаниями способствуют реализации важных проектов, чаще всего на локальном и региональном уровне.

Эта новаторская форма децентрализованного участия местных сообществ и организаций в обеспечении энергетической безопасности и устойчивости стала очень популярной в странах Европы, таких как Германия и Великобритания.

По некоторым данным, сегодня немецкие энергетические кооперативы уже генерируют около 30% зеленой энергии в стране.

Согласно заявлениям европейских регуляторов, децентрализованная или же распределенная генерация электрической энергии рассматривается на высшем уровне как полноценная часть энергетического сектора Европейского Союза. Финансирование таких проектов на локальном уровне становится уникальным явлением, открывающим новые возможности.

Эмиссия зеленых облигаций

Так называемые green bonds неразрывно связаны с долгосрочными энергетическими целями, заявленными на минувших конференциях по климату.

Эмиссия зеленых облигаций позволяет привлекать огромные средства для финансирования проектов по сокращению эмиссии СО2.

Преимущества выпуска зеленых облигаций включают следующее:

• Высокая прозрачность финансирования.
• Идеальный инструмент коммуникации между эмитентом и инвесторами.
• Привлечение широкого круга инвесторов к перспективным проектам ВИЭ.
• Глобальное управление климатическими рисками.

Общий объем размещения зеленых облигаций в первой половине 2021 года достиг 227,8 миллиарда долларов США.

Общий выпуск за предыдущие периоды превысил 2 триллиона долларов США, что делает зеленые облигации одним из наиболее весомых инструментов финансирования проектов возобновляемой энергетики за всю историю.

Правда, широкое использование данного инструмента предполагает внедрение более жестких регуляторных норм и стандартов. Это также требует наличия сильного и высокоразвитого фондового рынка, основанного на стабильном национальном законодательстве.

Финансирование проектов через генерального подрядчика

Крупный ЕРС-подрядчик, осуществляющий реализацию энергетического проекта под ключ, может одновременно предоставлять заемные средства для строительства и запуска объекта.

Этот подход особенно интересен для небольших заказчиков, которые стремятся переложить риски на плечи единого подрядчика и минимизировать свою работу по проекту.

В этом случае важно найти партнера с сильной финансовой базой, который способен полностью обеспечить проект необходимыми ресурсами на адекватных условиях. Наша команда готова помочь вам с реализацией проектов на основе ЕРС-контракта.

Эксперты выделяют ряд преимуществ финансирования проектов ВИЭ через генерального подрядчика.

Во-первых, известные инжиниринговые компании имеют обширные деловые связи и хорошую репутацию среди банков. Это способствует получению кредитных средств на более выгодных условиях, чем могли бы привлечь мелкие заказчики.

Во-вторых, компания с опытом инженерно-технических услуг может предложить более выгодные условия закупки дорогостоящего оборудования от некоторых производителей и поставщиков.

Значительную часть финансирования проектов зеленой энергетики составляет стоимость оборудования

Экспортно-кредитные агентства

Значительную часть инвестиционных расходов в строительстве проектов зеленой энергетики составляет стоимость оборудования.

Например, фотовольтаические панели и инверторы являются наиболее дорогими компонентами при строительстве солнечной электростанции. Неудивительно, что финансирование закупки дорогостоящего оборудования за рубежом через экспортно-кредитные агентства (ЭКА) стало востребованной практикой.

Мощные ЭКА были созданы при правительстве Соединенных Штатов, КНР и промышленно развитых стран Европы. Они способствуют продвижению продукции местных компаний за границу, предлагая финансирование закупки оборудования на выгодных условиях.

Этот финансовый механизм играет важную роль в строительстве зеленых проектов.

Несмотря на кризисные явления в мировой экономике и повышенные инвестиционные риски, по-прежнему нет серьезных проблем с привлечением внешнего финансирования для высококачественных проектов. Накопление знаний и опыта положительно сказывается на прогрессе рынка, поэтому заемщики и поставщики капитала умеют легко находить точки соприкосновения интересов даже в нестабильных рыночных условиях.

ESFC Investment Group всегда готова предложить наиболее гибкие решения для финансирования вашего проекта возобновляемой энергетики.

Наш персонализированный подход и обширный международный инвестиционный опыт станет залогом успеха вашего бизнеса.

Способы финансовой поддержки возобновляемой энергетики

Важную роль в финансированию зеленых энергетических проектов играют заемные средства международных организаций и государственная поддержка.

Она может осуществляться в разнообразных формах, в том числе путем предоставления целевого государственного финансирования, льготного кредитования, налоговых льгот и так далее.

Особые фонды и программы поддержки ВИЭ вносят большой вклад в эту индустрию, распределяя финансовые ресурсы на поддержку инвестиций, компенсируя проценты по кредитам и внедряя механизмы правительственных и муниципальных гарантий.

Перераспределение ресурсов на уровне местных бюджетов имеет решающее значение для развития и роста энергетического сектора, способствуя генерированию дополнительных денежных потоков и созданию высокооплачиваемых рабочих мест. Поддержка ВИЭ также снижает зависимость местных сообществ от дотаций центрального бюджета и увеличивает экономическую устойчивость конкретного региона в долгосрочной перспективе.

Во многих странах наряду с использованием внутренних ресурсов на поддержку развития ВИЭ муниципалитеты привлекают кредиты международных финансовых организаций, банков или других кредитных учреждений.

Мировой опыт показывает, что эффективной формой финансирования проектов зеленой энергетики является создание так называемых энергосервисных компаний, как общенациональных, так и региональных.

Энергосервисные компании (ESCO) внедряют меры по энергосбережению, используя собственные и кредитные средства вместо дотаций и субвенций из бюджета. Теоретически, они могут финансирования энергогенерирующие проекты, но на практике деятельность таких компаний больше ориентирована на реализацию проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности (в том числе модернизация крупных потребителей).

Роль зеленых облигаций

В последнее время распространяется практика финансирования инвестиционных проектов ВИЭ путем эмиссии зеленых облигаций.

Это облигации, проспект которых предусматривает использование привлеченных денежных средств исключительно для финансирования зеленого энергетического проекта или отдельной его части.

Зеленые облигации как источник финансирования проектов ВИЭ представляют наибольший интерес для местных сообществ

Впервые зеленые облигации начали выпускать такие авторитетные организации, как Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, а также Международная финансовая корпорация. Однако сегодня их эмитентами могут стать частные компании, муниципалитеты или органы государственной власти.

Зеленые облигации как источник финансирования проектов ВИЭ представляют наибольший интерес для местных сообществ, поскольку эти ценные бумаги предлагают муниципалитетам серьезные преимущества по сравнению с другими источниками:

Во-первых, возможность возведения крупномасштабных солнечных электростанций и ветряных ферм на региональном уровне, без участия центрального бюджета или же общенациональных кредитных учреждений.

Во-вторых, дополнительный источник инвестиций в ключевые сектора экономики увеличивает конкурентоспособность и потенциал региона.

Наконец, зеленые облигации способствуют уменьшению потребления ископаемого топлива и сокращению выбросов углекислого газа на местном уровне.

В разных странах мира политика поддержки развития рынка зеленых облигаций реализуется разными способами.

Например, в США используются такие стимулы, как освобождение от налога муниципалитетов-эмитентов. Правительство также предоставляет денежные субсидии для уменьшения процентной ставки по зеленым облигациям. Кроме того, власти предлагают налоговые кредиты для эмитентов и покупателей ценных бумаг.

Центральный банк Китая не учитывает кредиты на приобретение зеленых облигаций при расчете ликвидности банков и оценке достаточности банковского капитала. Аналогичные меры в той или иной мере используют многие страны.

В частности, Еврокомиссия отмечает необходимость снижения регуляторных требований к кредитам на финансирование проектов возобновляемой энергетики, выданным в Европейском Союзе.

Содействие развитию зеленых облигаций оказывают международные кредитно-финансовые организации, такие как Всемирный банк. Его структуры предлагают всестороннюю помощь правительствам в эмиссии данных ценных бумаг. Международная финансовая корпорация оказывает помощь правительствам стран в разработке руководящих принципов и процедур для рынка зеленых облигаций, а Европейский инвестиционный банк помогает в разработке критериев экологического значения проектов ВИЭ.

Другим перспективным инструментом финансирования инвестиционных проектов в области ВИЭ стали кредиты так называемых револьверных фондов. Револьверный фонд создается в целях финансирования конкретного направления деятельности, определяемого инвесторами и владельцами фонда.

Для его создания нужны начальные прямые инвестиции, поэтому он не полностью зависит от внешних кредитных средств.

Первоначальные инвестиции для создания револьверного фонда могут поступать из целевых бюджетных фондов, а также формироваться за счет кредитов местных или международных банков, а также средств частных компаний, организаций, правительств и частных лиц.

Кооперативы и совместные компании

Сегодня в сфере энергетики возникла острая потребность в объединении усилий, ресурсов и интересов участников проекта, включая производителей, поставщиков, распределительные компании и потребителей энергии.

Такое сотрудничество целесообразно как по техническим, так и по экономическим соображениям.

Проекты возобновляемой энергетики рассеяны в пространстве и времени, а их эффективное финансирование требует эффекта масштаба. Это также важно для предоставления больших площадей для размещения мощностей и развития инфраструктуры. Отдельные потребители и производители не обладают ими, что и обусловливает потребность в их объединении.

Проекты зеленой энергетики рассеяны в пространстве и времени, а их эффективное финансирование требует эффекта масштаба

Мировая практика строительства солнечных электростанций и ветряных ферм показывает, что перспективными опциями объединения является учреждение совместных коммунальных предприятий по генерации энергии из возобновляемых источников.

Подобные проекты могут быть реализованы, например, путем софинансирования.

Другой важной областью объединения ресурсов являются упомянутые выше энергетические кооперативы.

Эти кооперативы представляют собой юридические лица, целью которых является деятельность по производству, хранению или транспортировки энергетических ресурсов, а также оказание других услуг с целью удовлетворения потребностей членов кооператива или территориальной общины (конечных потребителей).

Энергетический кооператив может создаваться в форме автономной ассоциации частных инвесторов, компаний и организаций. Их деятельность направлена на децентрализованное, независимое от энергетических компаний производство и потребление зеленой энергии.

Послесловие

Сегодня энергетические компании направляют усилия в основном на привлечение банковских кредитов для строительства новых объектов и модернизации своих мощностей.

Развитие ВИЭ проектов при помощи эмиссии зеленых облигаций, лизинга и других форм финансирования инвестиций также остается важным для растущего сектора.

Вам необходимо финансирование проекта зеленой энергетики?

ESFC Investment Group предоставляет инвестиционно-консалтинговые услуги на протяжении более чем 20 лет, обеспечивая успех средних и крупных энергетических проектов по всему миру.

Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше.

После получения необходимых документов: формы заявки и презентации проекта — наши специалисты постараются в кратчайшие сроки рассмотреть Ваше обращение, а эксперты предложат оптимальные варианты финансирования.

Источник https://enersb.ru/energosberezhenie/finansirovanie-proektov-v-sfere-energosberezheniya/

Источник https://energiavita.ru/2020/08/11/chitaem-proekt-novogo-kompleksnogo-plana-povysheniya-ehnergoehffektivnosti-ehkonomiki/

Источник https://esfccompany.com/articles/proektnoe-finansirovanie/finansirovanie-proektov-zelenoy-energetiki/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: